6 августа 2022г. Суббота. "Междуречье"
Ну, вот и я сподобился!
Наконец, выбрались туда, куда давно собирались. На наш бывший "треугольник". Теперь здесь аэродром "Междуречье" с двумя эллингами, летающей лодкой и небольшим складом ГСМ (навес-эллинг над бочками). Здесь же ВПП. Но мы пока сюда не претендуем, хотя наши парапланеристы давно уже здесь проводят по выходным наземку. Мы же только начинаем сюда внедряться, поэтому обосновались на соседнем поле, приготовленном для выставки ДАКС. Когда мы на Бибике с прицепом и крыльями на багажнике зарулили на это поле, взору предстало необычное зрелище: так много народу сразу на нем я не видел с прошлого ДАКСА. Видимо школьники, будущие волонтеры ДАКСА, разбрелись по полю и в черные мусорные мешки собирали мусор, который не смог сгрести грейдер. Т.е. чистили поле для устройства на нем выставки 20 августа и это было очень хорошо!
Учитывая, что это было 13.00 и жара стояла нехилая, ребята были просто молодцы. Лавируя между стоящими на грунтовке мешками, поехал к месту нашего будущего старта. Для авиационного антуражу над нами на 150 м. в сторону ЛИИ прошел на посадку гражданский борт.
Встали, где я уже наметил еще несколько дней назад, регулярно проезжая здесь на велике и присмотрев наиболее подходящее место для наших подлетов на Козе.
Были пока только мы с Пашей, Тема, загрузив с нами у гаража крылья, поехал домой на велике и должен позже уже присоединиться к нам.
Перекусили и стали собирать, когда подъехал Тема, планер. От волонтеров подошел во время нашего обеда, один юноша, поинтересовался, что это такое у нас и отправился к своим товарищам.Тема был со своим псом и вскоре повел его обратно сторожить дом. Мы же с Пашей обнаружили, что я забыл сборочный инструмент Козы, а это главное шестигранники, поэтому пришлось звонить Теме, чтобы он захватил их из дома. Даже до того, как он их нам подвез, мы собирали планер, используя пассатижи как ударный инструмент, т.к. большинство сборочных элементов представляют собой шпильки с контровкой не гайками, а колечками, как на дельтаплане.
Собрав аппарат я прочитал Паше несколько абзацев из "Методики обучения полету на планерах" 1932г, написанную Степанченком. Паша внимал строкам известного планериста тех лет, который первым в СССР выполнил петлю на планере, с благоговением.
К этому времени с востока надвинулась туча и ветер усилился до 4-5 м/с., что дало возможность побалансировать на ветру сидя в кабине планера. Народу на старте тоже прибавилось, подъехал Рысухин, подошел Василий с пареньком. Василий - сторож аэродрома, дельталетчик и наш (планерный) поклонник.
Наконец, я, надев черный пояс мастера планеризма (поясной бандаж), приготовился начать практическое знакомство с норовом нашей Козочки. Согласно методичке первым упражнением была пробежка. Перед этим я отработал, опять же по методичке, удержание ручки управления в нейтральном положении, запомнив это ее положение.
Ветер был ровным и удержать планер от кренов на пробежке оказалось несложно, а в конце получился даже небольшой отрыв от земли.
Ветер установился ровный, прямой 3-5 м/с и мои попытки следовали одна за другой. Колян быстро приезжал на Бибике за мной, Паша придерживал при обратной буксировке машиной планера его за крыло, а я возвращал назад трос.
Получился хороший только один подлет, когда я осознанно и правильно произвел посадку. Остальные подлеты получались немного "кривые": то разболтаю планер по кренам, то сяду с небольшим креном и дальше покачусь по дуге, а в крайнем подлете даже "скозлил" слишком резко устремившись к земле. Хорошо, что после второго взлета Василий объяснил, что сейчас не нужно работать в воздухе рулем поворота, а только РУ, этого пока достаточно. Когда я стал так делать, стало получаться. Благо, что поддержание необходимой воздушной скорости я всегда держал в своей голове. Эти пять попыток подряд меня психологически утомили и я взмолился об отдыхе. Колян залез в кабину и три раза пролетел совсем неплохо. Крайний раз остановился после посадочной пробежки в метре от возвратного блока. Паша сегодня не летал, т.к. сообщил, что вчера где-то умудрился простыть, поэтому сегодня кашляет и в воздух подниматься не планирует.
Во время наших полетов место старта постепенно наполнялось сочувствующими. Подошел Лазуткин с товарищем, Лена - жена Темы с дочкой, Александр, изъявивший желание вступить в нашу команду. У ангаров появились паралетчики и стали летать, иногда и над нами.Т.е. авиационная жизнь в "Междуречье" забурлила! Когда летал Колян, ветер уже почти стих и его полетами мы и завершили этот летный день. Паралетчики же продолжили гудеть своими моторами, улетая в сторону Островцов, рельефно и красиво проецируясь на громады вечерних облаков не состоявшейся грозы.
Из этих полетов я сделал несколько выводов для себя:
- нужен инструктор или хотя бы типа того, который исходя из текущей обстановки даст толковые и краткие советы по действиям в полете учлету (т.е. мне),
- методичка хорошо помогает и нужно продолжать придерживаться порядка ее упражнений,
- помимо гоупрошки на борту, желательно вести видеосъемку с земли для полноты анализа учебных полетов,
- спешить с набором в планерное звено новых членов не стоит, пока не будет отработан учебный процесс, да надо сначала хоть самим научиться летать.
Было приятно снова стать учеником и осваивать новый для себя вид летания. Ведь учиться никогда не поздно!
Видео от Темы:
https://youtu.be/RWQHIqi2zKA Изучаем методичку.
https://youtu.be/scEo0FNyre4 Отрабатываю "нейтраль".
https://youtu.be/wEOyF9rmbHE Установка "колдуна"
https://youtu.be/W_FPc518rGM Лебедка.
https://youtu.be/q9sssnxAeXE Мой первый старт.
https://youtu.be/3fCWVBa7npY Второй подлет.
https://youtu.be/uL5BywCGX2E Кривой подлет.
https://youtu.be/WqxOZagqX2o Мастер класс Коляна.