10 июля 2021г. Суббота.
Малино.
Немного пред истории. Я уже знал, что в Малино есть SG-38. Это деревянный немецкий планер 30-х годов, который часто копируется во всем мире. В YOU TUBE полно роликов с полетами на нем.
После наших крайних полетов мне позвонил владелец этого планера, Анатолий и предложил приехать к ним, чтобы вместе полетать. Несколько раз мы общались с ним по телефону и кое-что прояснилось. Летают они на прямом тросе, без блока и трос стальной.
Дал ему инфу про коломенский трос и он его оперативно закупил. На аэродроме они базируются в эллинге и приглашают нас держать Козу там же и летать с ними. Я решил съездить и все посмотреть на месте прежде. Проблема у нас появилась с прошлого выезда, когда я заметил, что на прицепе горит один габарит. С помощью Темы выяснили, что электрика на прицепе исправна, а виноват разъем к нему на Бибике. Кроме всего, правый задний фонарь на Бибике тоже барахлит, но с этим справились. Колян пропаял дорожки на плате и все засверкало лампочками, когда я собрал фонарь на машине. Разъем же Тема на этой неделе не мог сделать, поэтому я попросил Ваню Кочеткова прицепить прицеп с частями Козы за его машиной для поездки в Малино.
Ехать решил в обед, чтобы прибыть к 16.00. Собрались у гаража, Ваня сразу туда подъехал. Крылья загрузили на Бибику, а прицеп, уже загруженный вчера частями планера, подцепили к Ваниной машине и за ней у прицепа все фонари горели, кроме одного габарита.
Дорога заняла часа два. Пробки, жара - вся "прелесть" летнего вождения. В Малино уже ехал за Ваней, у которого был навигатор. И вот мы пересекли ворота бывшего военного городка. Раньше здесь стоял вертолетный полк, а теперь на аэродроме только аэроклуб АОН. На бетонке, за забором уткнулись в ряд легковушек, стоящих на обочине. Подумали:
- Вот же сколько клиентов на полеты!
Созвонились с Анатолием, чтобы узнать куда дальше ехать. Выяснилось, что машины стоят у пруда, которого с дороги не видно, а нам дальше по прямой, где нас и встретил Анатолий на своей машине. За ним и въехали на аэродром.
Первым попался небольшой эллинг, в открытых воротах которого стоял небольшой самолетик типа "Бекаса". Дальше, метрах в 50-ти был эллинг СЛА-шников. Он небольшой, половину занимал планер SG-38, у входа стояла "Блоха", это такой самолетик-тандемной схемы, перед ангаром маячил другой самолетик типа Е-12. Хозяин его сказал, что это копия какого-то известного английского ультралайта.
Мы поставили машины около эллинга, а сами пошли в него общаться с народом и смотреть технику. Напротив эллинга на открытой стоянке был закреплен Бланик. В эллинге нас радушно усадили за небольшой столик, где мы и откушали привезенными припасами.
Подкрепившись, занялись осмотром техники. Я сразу достал фотик и осмотр сопровождал фотографированием. Планер я отснял особенно подробно. Делал его Анатолий, немного помогали еще кто-то. Аппарат сделан очень тщательно, аккуратно и добротно. Они сегодня заканчивали ремонт лыжи, сломанной в прошлых полетах учлетом при посадке со сносом.
Кстати, тут я открыл страшную тайну этого планера, которую заметил, просматривая многочисленные видеоролики с ним. На его пилоне за пилотом просматривался какой-то красный предмет, непонятного мне назначения. Анатолий прояснил сию немецкую тайну. Этот предмет - балансировочный груз, в зависимости от веса пилота. На табличке над ним пунктуальные немцы расписали какой именно ставить сюда. Мы правда сами придумали, куда пришпандурить железяки своей Козе для нормальной центровки, с Сандини не советовались, а Денис к своему планеру вообще просто кувалду привязал для этой же цели. Русский мужик всегда посмекалистей будет иностранцев!
Денис тоже прибыл через часик после нас и мы под предводительством Анатолия на трех машинах отправились на старт, SG-шка. приехала туда, когда была готова после ремонта.
Пока мы собирали планеры за полосой, над ней и с нее взлетали и летали поочередно то Як-18Т, то Як-52, то этот "типа Бекас". Особенно неистовствовал Як-52, то пройдет боевым разворотом, то петлю скрутит, а Ваня. который за ним смотрел внимательней всех, даже штопор углядел. И все это на высоте метров 500. А выше нельзя! Выше всякие домодедовские боинги и аэробусы туда- сюда гудят с пассажирами.
Наконец, собрали Козу. Чуть позже Денис свою, а "немец" прибыл готовым. Также рядом обосновался самолетик-англичанин. Все мы были за грунтовой полосой, с которой летали Яки. Наша площадка для полетов простиралась параллельно полосе на километр или больше вперед, куда вскоре уехала лебедка ребят со стальным тросом. Получилось, что дальше всех от полосы расположился старт "немца", затем наша маленькая скутерная лебедка и рядом "козий" старт, самолетик-англичанин ближе всех к полосе. Видимо, хотел быть поближе к старшим товарищам!
Первым был готов SG-38, он же и полетел первым. Анатолий набрал на нем 70-80м и выполнил небольшую коробочку, приземлившись метрах в 50 перед стартом. Далее их планер летал до темна. Опытные, как я понял, летали по коробочке, менее - по прямой. Аппарат летает устойчиво и как-то солидно так. Раз, правда, был разбег с креном у учлета, он даже положил крыло на землю на разбеге, но тягу ему не сбросили и он убрав крен, все-таки взлетел. Т.к. планер без колеса, только лыжа - разбег длинный, 20-30 м.
Наконец и мы размотали трос и установили лебедку. Т.к. времени оставалось немного, не стали делать длинный трос с катушки, а ограничились тем, что был на барабане скутера.
Перед стартом Анатолий посоветовал Паше лететь правее. Я прогазовал лебедку без троса и запустил Пашу. Стоял штиль, уже было часов 7 вечера. разбег на полной тяге получился длинным, метров 30-40, а может и больше, видно было как Паша подрывал планер для взлета и наконец, полетел. Поднявшись метров на 10, он отцепился и пролетев совсем чуть-чуть стал поворачивать вправо. Дальше было видно, что из-за потери скорости планер плюхнулся, развернувшись градусов на 45 вправо. Страшно это не выглядело, у Паши были посадки и грубее. Я поехал на Бибике, чтобы вернуть планер и трос на старт. Полет снимал Ваня моим фотиком, но только фотки и как оказалось, лучше бы это было видео. Приехал к Паше и сразу бросилась в глаза морщина на обшивке кабины у колеса. Стало ясно, что что-то неисправно. Оказалось разогнулся уголок крепления оси колеса к ее каркасу. На сегодня отлетались!
Я обещал Денису запустить его на нашей лебедке, поэтому подцепили его и сразу на разбеге он завалился влево с креном, даже не оторвавшись. Пришлось сбросить тягу.
Подошел Анатолий и предложил Денису попробовать пролететь ему (Анатолию) на планере Дениса. С ним получилось все проще. Анатолий промчался почти до блока, но даже не оторвался. На мой взгляд, скорость была достаточной для взлета. Анатолий потом объяснил, что с его весом - 95 кг, центровка стала передней, вот он и не взлетел. Ему виднее. Мы стали собираться, а Денис встал в очередь к большой лебедки, но полетать сегодня ему уже так и не пришлось.
Ультралайт, что стоял ближе к полосе, наконец. приступил к пробежкам. Один раз он как-то даже попытался взлететь, но выглядело это стремно. Самолетик подскочил метра на два, потом снова коснулся земли и покатился по полю. Дальше он уже не отрывался и продолжал нудно бегать туда-сюда, громко жужжа двигателем. Похоже у него не было глушителя или он был неэффективен, п/ч даже удаляясь от нас звук работы двигателя, казалось, не стихал.
Пока было еще светло, сделали фотки нашего планерного звена на земле, поставив планеры рядом, а потом и вместе с их создателями.
Начало темнеть. Мы разобрали нашу Козу и разместили на машинах, а Денис решил остаться на завтра. Ехали назад по короткой дороге, следуя указаниям навигатора Вани уже в темноте.
Уже позже, дома, анализируя этот неудачный полет, вспомнил, что все предыдущие запуски на скутерной лебедке Козы проходили или при встречном ветре или при невысокой температуре. В этот раз было жарко. И так небольшой запас скорости, который был у Паши в полете, он растерял при попытке после отцепа отвернуть вправо.
Из положительного. Познакомились с хорошей дружной командой СЛА-ков из Малино, посмотрели в живую на SG-38 и полеты ребят. Получили представление еще об одном аэродроме АОН, обменялись опытом с коллегами. Съездили не зря!
https://yadi.sk/d/pCFXPQkbxXdZdQ