ДАКС-2022

название говорит само за себя

Модератор: Модераторы

Ответить
Владимир
Сообщения: 4601
Зарегистрирован: 03 02 2006 23:16
Начал летать: 1977
Летаю на: Стелс-13
Откуда: Горизонт

ДАКС-2022

Сообщение Владимир »

Ну, вот мы и впали в детство!
В прошлом году не решились, а вот теперь созрели. Теперь по порядку.
ДАКС - это детский авиакосмический салон. Типа, у взрослых дядек есть МАКС, так пусть и у детишек будет свой авиасабантуй. Мне вот хочется летать на этих полях, поэтому и приходится быть участником. Еще на поля теперь зарится руководство области с коммерческим проектом "индустриального парка", надо как-то спасать городские земли, вот здесь ДАКС и пригодится. Да и вообще нужно приобщаться к городской авиажизни. Поэтому наш клуб решил поучаствовать в этом мероприятии.
Парапланеристы в наземной программе будут своими парапланами завлекать народ в небо.
Колян с Жабиным в летной программе покажут (если погода позволит) аэробуксировку. Кто-то, пока не знаем, будет демонстрировать Таргет и давать побегать (но не убежать!) с ним.
Мы же с Пашей К. покажем нашу Козу о четырех подкосах и с Пашиным балконом-обтекателем, благодаря которому у меня родилась еще одна кличка нашего планера - "Дятел". Я же, без обтекателя, зову его "Ласточкой".
Сегодня на поле видел быстро растущее число маленьких шатров: 2х2м и 3х3м. Один большой тоже уже стоит, этот для презентаций. Колян, который там уже был, помогает физически строительству инфраструктуры выставки. Я же, в силу возраста, избежал этой участи. Обговорил с Василием, где около его бытовки спрятать завтра детали Козы до субботы, но после разговора с моим компаньоном, решили, что завтра вечером соберем планер и зашвартуем его сразу на стоянке, т.к. к 8.00 в субботу вся наземная экспозиция уже должна быть готова.
Кстати, в этом году наземная экспозиция планирует быть более разнообразной и обширной. Желающие могут с 9.00 приходить на поле и лицезреть все это в субботу и воскресенье. Вход бесплатный.
Давайте на время вернемся в беззаботное детство!

Владимир
Сообщения: 4601
Зарегистрирован: 03 02 2006 23:16
Начал летать: 1977
Летаю на: Стелс-13
Откуда: Горизонт

Re: ДАКС-2022

Сообщение Владимир »

День заезда.

План наш был таков: до обеда Колян завозит кабину "Икаруса", свой Т-2 и Таргет, мы встречаемся на поле и я на Бибике, забрав ее у Коляна, еду с Пашей К в гараж за Козой.
Привозим ее на поле, собираем и ставим в ряд с другими ЛА или рядом с нашим шатром.
"Гладко было на бумаге, не заметили овраги". Прямо про нас. Я до обеда сходил на театральную, чтобы купить швартовочные штопора, чтобы Козу "приструнить" к земле в такой ветер, что обещал прогноз, но в магазинах про такие и не слышали. Потом позвонил Колян и сообщил, что он задержится с подвозом на поле. Я побрел туда к 14.30 и обозревал там уже целый ряд белых шатров, кругом уже кипела установочная деятельность. Присев на один из белых "венских" пластиковых стульев около больших металлических мусорных баков, приготовленных к завтрашнему дню, стал наблюдать окружающее, ожидая приезда Коляна. Рядом неспеша трое молодых людей расставляли в ряд секции металлического ограждения, мимо проезжали разные машины к шатрам и от них, т.е. участники уже осваивались в них.
Где-то через час приехал Колян с Пашей на Бибике с прицепом. Разгрузили Таргет, Т-2С и кабину Икаруса. Кабину закатили в палатку, а дельтапланы положили за ней. К этому времени выяснили, что наземная экспозиция будет выставляться завтра с утра. Поехали с Пашей К. в гараж за Козой. За "бубликом" с Ту-144 заметил, что температура антифриза близко подошла к опасной зоне, а вентилятор на включается. Остановились, аварийка, знак ав. остановки. Да, вентилятор не пашет, хорошо, что вовремя заметил, т.к. дальше медленная пробка и узкая дорога из-за стройки на Громова. Замкнули датчик и на работающем все время вентиляторе поехали дальше. Нужно менять датчик вкл. вентилятора. На вьезде в гараж, вдруг погасли фары и освещение приборной панели. Только при свете гаражного освещения пробрались к своему боксу. Было уже около 19.00, т.е. возвращаться с поля пришлось бы в темноте, а света у нас нет. Поэтому просто поехали в клуб. Завтра нужно поставить новый датчик и разбираться с электрикой.

Владимир
Сообщения: 4601
Зарегистрирован: 03 02 2006 23:16
Начал летать: 1977
Летаю на: Стелс-13
Откуда: Горизонт

Re: ДАКС-2022

Сообщение Владимир »

20 августа 2022г.Суббота.
Первый день ДАКСА.


Для меня он начался с поездки на велике в магазин автозапчастей, где я купил датчик включения вентилятора охлаждения и вернувшись в клуб, поставил его на Бибику. Проверим в деле! Пришел Паша Климентов, сели и поехали на ДАКС. Машины стояли уже на подъезде к ДАКСУ на обочине. Это те, кто поленился загнать их на стоянки. Стоянки для авто были выполнены в "местном колорите". Бывшие поля были освобождены от травы, осталась стерня и сюда ставились машины. В прошлом году была пара стоянок, сейчас три и очень большие. На въездах в них стояли ребята-волонтеры и рукой показывали куда ехать, т.ч. без проблем заехали на вторую стоянку, первая, видимо, уже была забита. Поставили машину уже ближе к краю стоянки, т.е. стоянка была заполнена уже на 3/4. Дальше третья - тоже много машин.
Пошли пешком на ДАКС. Вход через металлоискатель и хоть сумки с железяками народ выкладывал на стол рядом, почти у всех он сигналил. Я подумал, что полицейский при нем определяет степень опасности от посетителя по тональности звука. :D От меня он звучал бодро и громко. Я счел это хорошим знаком.
Быстро нашли нашу палатку в ряду остальных. Тут жизнь бурлила: на треноге (вернее под ней) висел очередной посетитель в парапланерной подвеске, а Дима Ливерко показывал куда тянуть клеванту, чтобы с нее не свалиться. Меня восхитило олимпийское спокойствие, с которым Алексей Колышев взирал на двух детишек, сидящих в кабине Икаруса и самозабвенно дергающих все ручки в ней, до которых они могли дотянуться. Позже, в "Телеграмме" Леша написал: "Сраные дети сломали РУДы у Икаруса". Видимо, после тех, что я увидел , было еще достаточно сорванцов. Кругом ходили люди, многие с детьми, ведь ДАКС прежде всего для них и придуман.
У нас было три задачи:
- выяснить, когда сегодня можно будет завести Козу на поле,
- куда ее поставить,
- дать Теме возможность наладить работу фар и др. электрики в Бибике.
Начали со второго пункта. Обошли небольшую цепочку наземной авиатехники. Первым стоял мне уже известный прошлогодний макет зеленого биплана "За Родину" из синего ангара, потом вертолет "Микро" (по словам Паши), дальше приличных размеров вертолет, зеленый большой адмистративный самолет и две Сигмы. К ним же стояли очереди метров по 20 к каждой из детей и их родителей, чтобы их чады посидели в кабиных. Мы приглядели место для Козу между макетом и вертолетиком. При нас парашютисты с Ан-2 из-за ветра не долетели до ВПП и один приземлился среди посетителй, к нему еще ринулась орава малышей, двое сами сели за ограждением на ВПП, а вот купола опустились, к радости детей, на стороне посетителей и опять у ребятни случилась радостная беготня к ним.
Полюбовавшись этим праздником жизни, отправились к штабу, чтобы узнать когда можно будет заехать и нам с Козой. У шлагбаума на аэродром дежурили ДПС-ники и я предложил Паше проникнуть на объект "партизанской тропой" со стороны Быковки, благо у ангаров все уже излазили вчера. Пробравшись через заросли бурьяна, я полез по лесенке на второй этаж первого ангара, а Паша остался на "шухере". Кругом разгуливали только приближенные особы, как то: парашютисты со своими в охапках парашютами после прыжка и просто какие-то особы, которых мы и не знали. Наверху же, в штабе я узрел в основном мне уже знакомых из оргкомитета, а у Мазанова выяснил, что все знает Игорь Лазуткин, который у красной машины на ВПП. Туда мы и отправились и сначала у нас на пути оказались дельталетчики Жабин и Стрелков у своих дельталетов. Чуть побазарив с ними пошли к машине Лазуткина, тут стояла какая-то молодежь, наверное, свита Игоря, сам же он сидел в машине с рацией в руке. Улучив минуту спросил о заезде. Ответил, что сегодня после 19.00. Предупредил, что вертолет, где рядом мы собирались ставить Козу сегодня улетит и может сдуть наш агрегат. Приняв это к сведению, отошли. Як-52 рядом готовился к взлету, двое в кабине выжидательно смотрели на Лазуткина и по его отмашке порулили к месту старта, а мы отправились к нашим ребятам. Максим с Коляном бегали с желающими пробежаться с Таргетом за палатками на зеленой площадке рядом с "Каскадом". Надо сказать, что день выдался сереньким, в обед даже накрапывал небольшой дождик и был умеренный ветер. Встретились с Темой и пошли к Бибике на стоянку, чтобы попытаться оживить ее частично "сдохшую" электрику. С полчаса или больше Тема с Пашей пытались разобраться в разноцветных проводах схемы 2104 из книжки, а я оставался статистом при этом "мозговом штурме". В результате был найден временный компромисс в виде "сопли" с (+) ак-ра на один из предохранителей монтажного блока. Теперь у нас все неработающее работает, но постоянно: горят габариты и фары, т.ч. ночью мы можем ехать не вслепую. Сразу же поехали в гараж , загрузили крылья, подцепили прицеп с частями Козы и вернулись на поле. Народ уже расходился и без проблем заехали к нашей палатке. Ребята так утомились демонстрацией успехов клуба Горизонт, что на завтра решили не удивлять зрителей своими достижениями и отдохнуть. Нам же с Пашей все это только предстояло. В уже темнеющем небе, по большому кругу, грохоча двигателями, солидно, прямо над площадкой, в сторону ЛИИ пролетели сначала Ми-26, а затем Ми-8 с корзинами для тушения пожаров. Я удивился, зачем нужно было использовать такой большой вертолет для этого, т.е. тушения пожаров под Рязанью. Паша предположил, что просто 8-ки кончились.
Крылья с подкосами и хвостовую ферму поставили за палаткой, мелочь убрали в нее. Здесь же оставили прицеп. В потемках покинули поле.

Владимир
Сообщения: 4601
Зарегистрирован: 03 02 2006 23:16
Начал летать: 1977
Летаю на: Стелс-13
Откуда: Горизонт

Re: ДАКС-2022

Сообщение Владимир »

21 августа 2022г. Воскресенье
Второй день ДАКСА


Мне с утра предстояла непростая задача. Встать спозаранку, чтобы в 7.00 уже быть у нашей палатки. Колян должен был подъехать на полчаса позже, а Паша К. из Москвы ожидался к 10.00. Это была вся команда, которая могла принять непосредственное участие во втором дне ДАКСа.
По сравнению с первым днем ДАКСА с утра было солнечно, но уже дул свежий ветер. Я заехал на велике в клуб, оседлал Бибику, подзаправил ее на заправке по Мясищева и лихо доехал к нашей палатке. У некоторых других палаток тоже обозначилось некоторое движение. Сходил на поляну, где наши бегали вчера с Таргетом и присмотрел место для сборки планера. Помаленьку стал таскать туда детали Козы и даже собирать. Рядом, у палатки Каскада двое ребят тоже бродили, видимо, проснувшись раньше остальных. Вскоре приехал Колян и сказал, что машины до 8.00 лучше отогнать на общую стоянку, чтобы не было претензий, что я сразу и сделал с Бибикой. Продолжил собирать уже с помощью Коляна. Пришел Паша К, стал помогать, а Колян занялся сборкой Таргета рядом с нами. Где-то за час и собрали. К этому времени стало раздувать и собранный планер перенесли чуть дальше, где ветер был более ровный. Сразу же встала проблема со швартовкой, т.к. ветер был уже метров 5 в сек., а дальше мог только усиливаться.
Тут пришлось потрудиться. Колян у носа планера загнул ударами кувалды в землю заостренную трубу для возвратного блока на полетах и привязал лентой к ней за передний подкос нашу Козочку. Вот вам и Коза на выпасе! Мы же с Пашей. чтобы она не упорхнула, еще расчалили ее крылья у подкосов, привязав к штырям, забитым в землю. Под костыль сзади поставили табуретку с деревянным чурбаном, чтобы Коза стояла горизонтально. Ветер все раздувал и раздувал, поэтому договорились, что детей сажать сегодня в кабину не будем, т.к.швартовку мы сделали впервые. Колян сегодня не планировал буксироваться из-за сильного ветра по сравнению с вчерашним, поэтому все время оставался рядом и присматривал за Таргетом, которому тоже понадобилась швартовка.
С этими заботами мы не заметили, как ДАКС стал оживать. Туда-сюда стали ходить посетители, невдалеке от нас ряд надувных аттракционов стал надуваться и обретать формы морды тигра, туловище дракона и вообще непонятных сказочных персонажей. Дракон был метров 15 высотой и детишки в течение дня азартно забирались по его лестнице куда-то ему под голову и шустро скатывались по горке вниз. Я бы такое не рискнул проделать! В районе сцены стала звучать музыка, прерываемая диктором, объявлявшим номера летной программы, когда та началась.
О летной программе. В этом году, по сравнению с прошлым, она дополнилась прыжками парашютистов из ЛИИ с вертолета МИ-8. АН-2 из МАИ оставался здесь самым большим самолетом, который тоже бросал парашютистов. Новым номером был пилотаж ЯК-130 с зачем-то задействованными узлами подвески под крыльями. Он открутил очень размашистый, по сравнению с Питсом пилотаж. Кабанов на Як-18Т зеленого цвета с желтым хвостом крутил так, как будто это пилотажник, а не 4-х местный самолет. Очень красиво смотрелся ЯК-52 в классической раскраске. Достойно выглядели и полеты дельталетчиков Жабина и Василия Стрелкова, которые в конце дня возили ппассажиров-инвалидов во время проведения этой благотварительной акции. Еще летала местная амфибия и большой Робинсон, который взлетал с по своей площадки у входа на ДАКС.
Все это мы смотрели урывками,т.к. только закончили швартовку планера, потянулись желающие познакомиться с ним. Глядя, как услившийся ветер трепет Козу я предупредил Пашу, что сегодня мы в кабину никого из детей, да и взрослых сажать не будем, чтобы не наблюдать ужасную картину кувыркающегося планера с человеком посреди этого праздника. Одними из первых к нам подошла небольшая группа из двух мужчин и женщины и стала интересоваться, что и как, а когда мы начали рассказывать что и зачем, сказали, что они хотят снять сюжет про планер и сделали это, взяв небольшие интервью у меня и Паши на камеру.
Потом в течение дня постоянно подходили посетители ДАКСА с детьми. Дети чаще сразу пытались забраться на зеленое сиденье Козы и приходилось препятствовать этому, объясняя родителям, что сильный ветер делает такую попытку небезопасной. Родители не спорили и их дети фотографировались рядом с планером, держась за РУ или просто мило улыбаясь фотографирующим родителям. Только одному мальчику 12 лет сделали исключение. Его привезли на инвалидной коляске мама и бабушка и усадили на сиденье Козы. Минут 15 он провел за "штурвалом", слушая наши пояснения о действиях рулей на его перемещения РУ. Остальным детишкам делали такие же пояснения по управлению. Мне запомнился малыш, который, когда его папа спросил, , что это такое, показывая на Козу, ответил - "Дельтаплан", хотя рядом стоял Таргет. Я спросил малыша, а как бы он назвал наш планер и услышал от него совсем уж смутивший меня ответ - "Дельтаплан!"
Видимо, ребенок так был привержен дельтаплану, что теперь все другие ЛА для него ничего не значили! :D
Но были у нас в гостях и более солидные и знающие люди. Например, Сергей Игнатьев, конструктор "Сигм". Он посидел в кабине, подвигал РУ и сделал полезные замечания. Посоветовал увеличить диаметр блочков на РВ в кабине и сделать амортизацию колеса.
Кстати, он отметил, что у его Сигмы вчера был выработан ресурс управления жизнерадостными ребятишками, которые забирались по очереди в кабину.
Наша Коза избежала этой участи и в 16.00 мы приступили к ее разборке. т.к. в 17.00 ожидалось закрытие салона. Загрузив крылья на крышу Бибики и подцепив прицеп с частями планера, неспеша выехали с поля, а в уже темнеющем небе амфибия продолжала наворачивать круги между аэродромом и Москва-рекой.
Я был в прошлом году на первом ДАКСе и у меня есть возможность сравнить нынешний с тем. В этом году он стал в разы больше как по площади, так и по содержанию. Явно стало многое лучше организовано. Если авиационная часть осталось примерно той же, то развлекательная, особенно для детей, выросла заметно. Теперь даже тем детям, которые может и не очень-то интересовались авиацией, было чем заняться здесь. Для тех же, которые интересовались, здесь было раздолье: мастер классы по изготовлению простейших моделей, авиасимуляторы, большое количество авиамоделей на любой "вкус и цвет" и реальные ЛА, в которых можно было посидеть в кабинах, а взлетающие самолеты, совсем рядом перед глазами.
И если у некоторых из этих малышей, возникнет желание чаще поднимать голову к небу, при звуке пролетающего самолета с мыслью "Вот и мне бы!", задача ДАКСА будет выполнена.
До свидания, ДАКС-2022, будем ждать ДАКС-2023!


https://disk.yandex.ru/d/PSmGYXfkGDU6pA

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей