Наша белая Коза рассекает небеса.

название говорит само за себя

Модератор: Модераторы

Ответить
Владимир
Сообщения: 4493
Зарегистрирован: 03 02 2006 23:16
Начал летать: 1977
Летаю на: Стелс-13
Откуда: Горизонт

Наша белая Коза рассекает небеса.

Сообщение Владимир »

5 июня 2021г. Суббота. Поле "моделяк".

Вот и наступил долгожданный день первого "выпаса" Козы в этом сезоне. Долгими зимними и даже весенними вечерами проведена подготовка нашего планера к будущим полетам. Передвинули на 10см вперед педали. Установили штатный центровочный груз перед ними весом 2.8 кг. Сделали смотровой люк на хвостовой ферме в районе ползуна РВ. И на "закуску" Паша сделал обтекатели подкосов крыла.
Планировали успеть сделать все еще весной, но дела затянулись до лета. Выехали вместе с дельтиками и это полностью сняло заботу о лебедке с нашей "козьей" команды. Она была в таком составе: Паша Мартыненко и Паша Климентов, Ваня Кочетков, Валентин и я. Ваня и Валентин - группа поддержки, двое Пашей - пилоты, я - оператор. Большая лебедка. Сбор в клубе в 10.00, хотя полеты ожидались по погоде ближе к вечеру.
У дельтиков был полный аншлаг - шесть дельтапланов, народ соскучился по местным полетам.
Ветер восточный, по диагонали к полю, старт ближе к "моделякам", которых сегодня не было. Мартыненко выбрал место старта, чтобы было поровнее для планера, ведь дельтикам с этим проще.
Погода к этому времени нахмурилась, натянуло верховой ярус облаков, дуло в порывах до 7 м/с. Не торопясь собирали планер, дельтики же, собрав свои "рогалеты", сразу же приступили к полетам. Тема со своим "Атасом" (Атос V), как и мы, решил подождать когда подстихнет. По карьерному озеру носились кайтисты на досках.
Под темные высокие облака шустро забирались друг за другом дельтапланы и кружась над нами заходили на посадку. Мы же, собрав Козу, по очереди посидели в ней и побалансировали на ветру. Ветер не стихал часа три, дельтики летали, мы смотрели на них и ждали нашей погоды.
Погода стала налаживаться после 18.00. В облаках появились просветы, а ветер подстих. К этому времени дельтики уже налетались и небо было предоставлено самому жесткому здесь из СЛА.
Первым запустили Пашу М. как наиболее опытного и тяжелого испытателя. Нужно было посмотреть, изменилось ли что в поведении Козы с прошлого сезона. Паша сделал три полета подряд, 2м., 10м, 20м высотой по прямой. На третьем полете случилась предпосылка к ЛП (летному происшествию). Я сбросил газ на лебедке слишком рано и планер догнал трос и тот попал на крыло и стабилизатор. Пилот быстрее снизился и произвел успешную посадку. В дальнейшем я не сбрасывал газ, пока парашютик с тросом после отцепа не уйдет вниз. Второй наш пилот - Паша К. летал более осторожно и отрабатывал посадку, отцепляясь раньше и ниже, т.ч. таскать планер назад к старту было значительно легче. Трос возвращали скутером.
Уже вечерело и решили сделать каждым пилотом по паре полетов и завершить на сегодня. Паша М. сказал, что он попробует сделать "коробочку" при наличии высоты для этого. И вот это свершилось! Он набрал метров 100 и уверенно выполнил задуманное. До старта, правда, не долетал, чтобы оставить высоты на посадку с запасом. Второй полет выполнил аналогично, но уже больше протянул в сторону старта.
Паша К. продолжил отрабатывать посадку, поэтому отцеплялся на небольшой высоте.
Разбирали планер под налетом комаров и тут нас спас Ваня, принесший брызгалку с репелентом от этих комаров.
В клубе наши дельтики вручили "козьей" команде заслуженную награду - кочан капусты, четвертушку которого я утащил домой и теперь шинкую его в салаты, благодарно мемекая! :D

Видео от Лабзина;
https://www.youtube.com/watch?v=PBL4qI75s3Q
https://youtu.be/0o6Ux8sZUjA
https://youtu.be/p0PZ7x-A5rk
https://youtu.be/XHyJBdRMIWY

Владимир
Сообщения: 4493
Зарегистрирован: 03 02 2006 23:16
Начал летать: 1977
Летаю на: Стелс-13
Откуда: Горизонт

Re: Наша белая Коза рассекает небеса.

Сообщение Владимир »

20 июня 2021г. Воскресенье. Там же.

Выезжаем второй раз. Свои коррективы вносит погода, вернее жара, установившаяся уже с неделю. Команда Козы почти прежняя: Климентов, Кочетков, Мартыненко и я. Кроме нас ехали ребята с деревянным планером, чтобы облетать его на нашей большой лебедке, Сергей и Кирилл. Собрались в 11.00 в клубе, загрузились в гараже, Паша М. был на мотоцикле, чтобы им разматывать трос. Ребята из гаража поехали в Н. Село за своим планером, а мы сразу на поле. Там встретили Жабина. Ветер поперек поля, но слабый.
После всяческих раздумий и консультаций в интернет-прогнозах, решили развернуть лебедку вдоль борозд, "деревянщики" просили именно так, да и вечером ожидался ЮВ или штиль и как оказалось, не прогадали. Подъехал еще автобус Дениса с крыльями еще одной Козы и число планеров возросло до 3-х. Деревянный планер, типа "Брошки", но с существенными отличиями был куплен в Новосибирске, там облетан и теперь ребята хотели облетать его уже здесь своими силами. Смотрится планер хорошо,т.к. сделан аккуратно, но размах всего 8 м. и небольшая площадь крыла.
Все, кроме нас, принялись собирать планеры, а мы занялись перекусом. Мартыненко с Темой, который приехал на мотоцикле, размотали трос БЛ. Денис, обнаружил, что не захватил мачты от планера (у него чистый G-4) и поехал в Гжель за ней. Нам проще, у нас ее и не было. :)
Как мы не тянули время, все равно собрали быстрее остальных. По видимому, как полопаешь - так и потопаешь. "Деревяшка" все-таки для ангарного хранения, т.е. без особых сборок-разборок. Коза же "заточена" именно под быструю сборку. Паша Мартыненко сделал небольшой пробный полетик по прямой. Потом подцепили "Деревянного". У него впереди просто крючок, куда надо вешать кольцо и оно сбрасывается при ослаблении троса, т.е. автоматически. "Чесали в затылке" , что делать с парашютиком на тросе: снимать или нет, после полета сомнения отпали. Когда я стал плавно снижать тягу, чтобы кольцо соскочило с крючка на планере, а парашютик не улетел в планер, как было в прошлый раз у нас у Мартыненко, все повторилось, В этот раз парашютик устремился в лицо пилоту, а трос, по словам Сергея, чуть ли не обмотался вокруг его шеи. Второй раз летали уже с "голым" тросом. Планер набрал высоту метров 20-30 и улетел в конец поля. Летит аппарат шустрее наших "Коз", но и приземляется с большей скоростью. В этот раз на посадке сломалась лыжа. На этом полеты "деревяшки" завершились.
Паша К. опять отрабатывал посадку и отвороты. Денис на своей Козе, она у него самая "чистопородная", т.е. настоящая Coat-4, с мачтой и тросами для растяжки крыла. А у нас, так, помесь 3-ей (от нее подкосы) и 4-й (от нее крыло). Правда, большинство Коз в мире сделаны также. Денис не имея никакого опыта в управлении 3-х осевого ЛА. вполне успешно осваивает его с стал пролетать по прямой вполне сносно.
Конечно же, украшением вечера стал полет по "коробочке", который выполнил Мартыненко на нашей Козе. Он залетел даже за старт и лихо приземлился перед нами.
Надо отметить, что Кирилл и Сергей свой планер с первого полета стали возвращать на старт, буксируя его автомобилем Сергея. Глядя на них, мы тоже принялись и наши Козы таскать за Бибикой. По жаре и высокой траве это стало весьма актуально.
Между полетами я осмотрел для сравнения работоспособность управления всех 3-х планеров. Самым мягким и адекватным отклонения по усилиям на ручке управления оказались у "деревяшки", следующим была Коза Дениса, наша Коза заняла последнее место. Управление по тангажу у нас было примерно как у Дениса, а вот по крену был приличный люфт. Мартыненко даже сказал, что у нас она по управлению каждый раз разная. Я бы это назвал проявлением строптивости, свойственному этому животному - Козе! :D
Самое интересное началось под занавес дня. Уже солнце садилось и Паша К. выполнил заключительный полет, а я поехал на Бибике за ним. Подцепив Козу, тронулись в путь. Паша приземлился левее линии затяжки и я направился по прямой к машинам т.к. больше летать не планировали. Проехав метров 30 понял, что Бибика как-то странно буксует. Выбравшись из нее увидал, что залез в какое-то мокрое место и тут вспомнил слова Мартыненко еще в начале полетов о болоте в центре поля. Он его обнаружил, когда проехался там на мотоцикле. Я этому не придал тогда значения, п/ч не предполагал ездить на машине по полю. Хорошо, что вовремя остановился. Вызвали Сергея и он своим внедорожником быстро меня вытащил. Но вот же незадача. Теперь он поехал к старту и хоть держался левее моего места "пленения", тоже увяз в злосчастном мокром месте. Машина его тяжелее и увяз он глубже. Я своей Бибикой его уже не вытянул.
Позвали "жучку" - автобус Дениса. Он здесь самый тяжелый, подложили доски под колеса и все кто мог - толкали. Хорошо, что машина больше увязла колесами только с одной стороны. Вытащили. И это была самая бурная и общая радость дня!
Не спеша и уже в сумерках разбирались. Денис свои крылья затаскивал на крышу автобуса лебедкой и смотрелось это как сведение мостов на Неве. Благодаря появившемуся светофору выезд с поля на трассу стал проще, а Паше -моему штурману Бибики, не пришлось маячить на шоссе, давая мне отмашку, когда оно будет свободным.

Владимир
Сообщения: 4493
Зарегистрирован: 03 02 2006 23:16
Начал летать: 1977
Летаю на: Стелс-13
Откуда: Горизонт

Re: Наша белая Коза рассекает небеса.

Сообщение Владимир »

10 июля 2021г. Суббота.
Малино.

Немного пред истории. Я уже знал, что в Малино есть SG-38. Это деревянный немецкий планер 30-х годов, который часто копируется во всем мире. В YOU TUBE полно роликов с полетами на нем.
После наших крайних полетов мне позвонил владелец этого планера, Анатолий и предложил приехать к ним, чтобы вместе полетать. Несколько раз мы общались с ним по телефону и кое-что прояснилось. Летают они на прямом тросе, без блока и трос стальной.
Дал ему инфу про коломенский трос и он его оперативно закупил. На аэродроме они базируются в эллинге и приглашают нас держать Козу там же и летать с ними. Я решил съездить и все посмотреть на месте прежде. Проблема у нас появилась с прошлого выезда, когда я заметил, что на прицепе горит один габарит. С помощью Темы выяснили, что электрика на прицепе исправна, а виноват разъем к нему на Бибике. Кроме всего, правый задний фонарь на Бибике тоже барахлит, но с этим справились. Колян пропаял дорожки на плате и все засверкало лампочками, когда я собрал фонарь на машине. Разъем же Тема на этой неделе не мог сделать, поэтому я попросил Ваню Кочеткова прицепить прицеп с частями Козы за его машиной для поездки в Малино.
Ехать решил в обед, чтобы прибыть к 16.00. Собрались у гаража, Ваня сразу туда подъехал. Крылья загрузили на Бибику, а прицеп, уже загруженный вчера частями планера, подцепили к Ваниной машине и за ней у прицепа все фонари горели, кроме одного габарита.
Дорога заняла часа два. Пробки, жара - вся "прелесть" летнего вождения. В Малино уже ехал за Ваней, у которого был навигатор. И вот мы пересекли ворота бывшего военного городка. Раньше здесь стоял вертолетный полк, а теперь на аэродроме только аэроклуб АОН. На бетонке, за забором уткнулись в ряд легковушек, стоящих на обочине. Подумали:
- Вот же сколько клиентов на полеты!
Созвонились с Анатолием, чтобы узнать куда дальше ехать. Выяснилось, что машины стоят у пруда, которого с дороги не видно, а нам дальше по прямой, где нас и встретил Анатолий на своей машине. За ним и въехали на аэродром.
Первым попался небольшой эллинг, в открытых воротах которого стоял небольшой самолетик типа "Бекаса". Дальше, метрах в 50-ти был эллинг СЛА-шников. Он небольшой, половину занимал планер SG-38, у входа стояла "Блоха", это такой самолетик-тандемной схемы, перед ангаром маячил другой самолетик типа Е-12. Хозяин его сказал, что это копия какого-то известного английского ультралайта.
Мы поставили машины около эллинга, а сами пошли в него общаться с народом и смотреть технику. Напротив эллинга на открытой стоянке был закреплен Бланик. В эллинге нас радушно усадили за небольшой столик, где мы и откушали привезенными припасами.
Подкрепившись, занялись осмотром техники. Я сразу достал фотик и осмотр сопровождал фотографированием. Планер я отснял особенно подробно. Делал его Анатолий, немного помогали еще кто-то. Аппарат сделан очень тщательно, аккуратно и добротно. Они сегодня заканчивали ремонт лыжи, сломанной в прошлых полетах учлетом при посадке со сносом.
Кстати, тут я открыл страшную тайну этого планера, которую заметил, просматривая многочисленные видеоролики с ним. На его пилоне за пилотом просматривался какой-то красный предмет, непонятного мне назначения. Анатолий прояснил сию немецкую тайну. Этот предмет - балансировочный груз, в зависимости от веса пилота. На табличке над ним пунктуальные немцы расписали какой именно ставить сюда. Мы правда сами придумали, куда пришпандурить железяки своей Козе для нормальной центровки, с Сандини не советовались, а Денис к своему планеру вообще просто кувалду привязал для этой же цели. Русский мужик всегда посмекалистей будет иностранцев!
Денис тоже прибыл через часик после нас и мы под предводительством Анатолия на трех машинах отправились на старт, SG-шка. приехала туда, когда была готова после ремонта.
Пока мы собирали планеры за полосой, над ней и с нее взлетали и летали поочередно то Як-18Т, то Як-52, то этот "типа Бекас". Особенно неистовствовал Як-52, то пройдет боевым разворотом, то петлю скрутит, а Ваня. который за ним смотрел внимательней всех, даже штопор углядел. И все это на высоте метров 500. А выше нельзя! Выше всякие домодедовские боинги и аэробусы туда- сюда гудят с пассажирами.
Наконец, собрали Козу. Чуть позже Денис свою, а "немец" прибыл готовым. Также рядом обосновался самолетик-англичанин. Все мы были за грунтовой полосой, с которой летали Яки. Наша площадка для полетов простиралась параллельно полосе на километр или больше вперед, куда вскоре уехала лебедка ребят со стальным тросом. Получилось, что дальше всех от полосы расположился старт "немца", затем наша маленькая скутерная лебедка и рядом "козий" старт, самолетик-англичанин ближе всех к полосе. Видимо, хотел быть поближе к старшим товарищам!
Первым был готов SG-38, он же и полетел первым. Анатолий набрал на нем 70-80м и выполнил небольшую коробочку, приземлившись метрах в 50 перед стартом. Далее их планер летал до темна. Опытные, как я понял, летали по коробочке, менее - по прямой. Аппарат летает устойчиво и как-то солидно так. Раз, правда, был разбег с креном у учлета, он даже положил крыло на землю на разбеге, но тягу ему не сбросили и он убрав крен, все-таки взлетел. Т.к. планер без колеса, только лыжа - разбег длинный, 20-30 м.
Наконец и мы размотали трос и установили лебедку. Т.к. времени оставалось немного, не стали делать длинный трос с катушки, а ограничились тем, что был на барабане скутера.
Перед стартом Анатолий посоветовал Паше лететь правее. Я прогазовал лебедку без троса и запустил Пашу. Стоял штиль, уже было часов 7 вечера. разбег на полной тяге получился длинным, метров 30-40, а может и больше, видно было как Паша подрывал планер для взлета и наконец, полетел. Поднявшись метров на 10, он отцепился и пролетев совсем чуть-чуть стал поворачивать вправо. Дальше было видно, что из-за потери скорости планер плюхнулся, развернувшись градусов на 45 вправо. Страшно это не выглядело, у Паши были посадки и грубее. Я поехал на Бибике, чтобы вернуть планер и трос на старт. Полет снимал Ваня моим фотиком, но только фотки и как оказалось, лучше бы это было видео. Приехал к Паше и сразу бросилась в глаза морщина на обшивке кабины у колеса. Стало ясно, что что-то неисправно. Оказалось разогнулся уголок крепления оси колеса к ее каркасу. На сегодня отлетались!
Я обещал Денису запустить его на нашей лебедке, поэтому подцепили его и сразу на разбеге он завалился влево с креном, даже не оторвавшись. Пришлось сбросить тягу.
Подошел Анатолий и предложил Денису попробовать пролететь ему (Анатолию) на планере Дениса. С ним получилось все проще. Анатолий промчался почти до блока, но даже не оторвался. На мой взгляд, скорость была достаточной для взлета. Анатолий потом объяснил, что с его весом - 95 кг, центровка стала передней, вот он и не взлетел. Ему виднее. Мы стали собираться, а Денис встал в очередь к большой лебедки, но полетать сегодня ему уже так и не пришлось.
Ультралайт, что стоял ближе к полосе, наконец. приступил к пробежкам. Один раз он как-то даже попытался взлететь, но выглядело это стремно. Самолетик подскочил метра на два, потом снова коснулся земли и покатился по полю. Дальше он уже не отрывался и продолжал нудно бегать туда-сюда, громко жужжа двигателем. Похоже у него не было глушителя или он был неэффективен, п/ч даже удаляясь от нас звук работы двигателя, казалось, не стихал.
Пока было еще светло, сделали фотки нашего планерного звена на земле, поставив планеры рядом, а потом и вместе с их создателями.
Начало темнеть. Мы разобрали нашу Козу и разместили на машинах, а Денис решил остаться на завтра. Ехали назад по короткой дороге, следуя указаниям навигатора Вани уже в темноте.
Уже позже, дома, анализируя этот неудачный полет, вспомнил, что все предыдущие запуски на скутерной лебедке Козы проходили или при встречном ветре или при невысокой температуре. В этот раз было жарко. И так небольшой запас скорости, который был у Паши в полете, он растерял при попытке после отцепа отвернуть вправо.
Из положительного. Познакомились с хорошей дружной командой СЛА-ков из Малино, посмотрели в живую на SG-38 и полеты ребят. Получили представление еще об одном аэродроме АОН, обменялись опытом с коллегами. Съездили не зря!

https://yadi.sk/d/pCFXPQkbxXdZdQ

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость