"Она полетела".
Ровно через 6 лет и 2 месяца наша совместная работа с Пашей Климентовым принесла свои плоды. Наш сверхлегкий Goat- 3-4 впервые поднялся в небо Жуковского на маленькой, но такой уютной площадке СЛА за Колонцом. Мне она больше знакома по названию "треугольник", ведь в том районе в 90-е и позже мы летали на дельтапланах на активке и дельталетах.
Как-то незаметно и буднично оказалось, что уже особо и нечего доделывать в конструкции нашей "Козочки" и пришло время выпустить ее на волю, тем более погода просто "шептала" Немного напрягало, что прогноз обещал ветер поперек площадки, но за день до этого я заехал на нее и увидел дополнительный бонус. Это то, что на площадку сборки можно было заехать на машине, т.к. кто-то провел какие-то земляные работы и канаву перед площадкой закопали в одном месте.
Еще с вечера собрал необходимое в клубе, смакуя так уже позабытое действо, предшествующее выезду на полеты. С утра солнечно и было приятно делать утреннюю зарядку, поглядывая в окно через листву деревьев на солнечные лучи, пробивающиеся сквозь нее. Прямо как летом!
Около десяти был в клубе, а ровно в 10.00 подошли Паша и Титыч - Пашин приятель. Вскоре прибыл и Валентин Андреич. Итак, ППШ в сборе. Первую отметку в листке "хронометража", заведенного еще вчера, я сделал:
- Сбор в клубе- 10.00.
Загрузились в Бибику с дугами и передней подставкой и двинулись по "любимой", как я шучу, Пашиной дороге в гараж, мимо морга. Прицеп уже был загружен агрегатами "Козы", осталось только загрузить на дуги крылья. Это мы уже делали в октябре, но подзабыли как именно, поэтому раз перегрузили туда-сюда, пока те не были привязаны как должно.
Добрались за 20 минут через город, т.к. еще при выезде из гаража на трассу, лицезрели вяло текущую в сторону площади Громова "пробку".
Сразу бросилось в глаза, что проехать на площадку не придется, т.к там где я видел место с засыпанной канавой, сегодня деловито работал небольшой трактор с ковшом сзади, копая траншею и продвигаясь вдоль взлетки в сторону ЛИИ. Поэтому отпала возможность взлета поперек полосы, т.к. оставалось пробовать только вдоль, чтобы не уткнуться в этот самый трактор и траншею от него. Правда сейчас тянуло как раз с ЮВ и я понадеялся, что так и будет дальше. Разгружались и сразу оттаскивали детали планера на место сборки, туда же перекатили скутерную лебедку и проверили ее работоспособность. Бензин в ее баке был доверху и она нас не подвела, бойко затарахтела и мы успокоились на счет нее.
За час собрали планер и так приятно было это делать после поднадоевшего места у гаража, где всегда нужно было следить, чтобы не положить крыло на колодец, а кабину не упереть в железный забор. Здесь же ближайший забор был почти в километре.
При сборке подошел и немного помог моделист, который позже запустил свою "электричку". Мы же растянули короткий трос, вдоль поля, а старт организовали левее лебедки. Подошел Тема с семьей и дальше только он снимал наши действия, т.к. вся команда ППШ была задействована в работе. Испытателем по уже заранее определенной договоренности был Паша Климентов, как наиболее опытный планерист, летавший на Брошках. Я был, естественно, оператором лебедки и РП, а В.А. И Титыч группой поддержки в буквальном смысле крыла планера на разбеге и группой по возврату планера на место старта. Вернее, группой возврата была вся ППШ.
Первый старт не получился. С Пашей договорились, чтобы тягу я давал сразу по энергичней, что я и сделал, но планер проехал метра три и все прекратилось, порвался трос. Внесли коррективы в наращивание тяги. Теперь я стал плавно прибавлять тягу до страгивания и добавлял плавно тогда, когда планер уже катился. Ветер к этому времени стих или был слабым под 90 гр. к полосе. Второй раз получилось лучше, но скорости мы не набрали, т.к. планировалась только пробежка. Как только планер накренился, я сбросил тягу, а Паша продублировал отцепом троса. Отцеп ручной ручкой, которая на пилоне перед пилотом.Все это происходило без поднятия хвоста, т.е. планер катился на колесе и костыле. Следующая пробежка оказалась длиннее, но с тем же результатом. Паша РУ (ручкой управления) пытался поднять хвост, но это не удавалось. Все получалось по мультику - главное, хвост! Тут мы пригорюнились, т.к. с косым ветром взлет стал казаться невозможным, а поперек поля не давал все тот же трактор, который стал шустренько теперь закапывать злосчастную, им же вырытую часа два назад, траншею. Все-таки решили еще раз попробовать. С обеих сторон крылья поддерживали Титыч и Валентин, а я добавил тяги, когда пошел разбег. Неожиданно для меня планер сразу и легко прямо с двух точек, т.е. так и не подняв хвост, ушел вверх. Набрал высоту метра два, тут я уменьшил тягу и "Коза" поплыла в полете над зеленой травой. Так она прошла метров 30-40 не снижаясь и выдерживая направление на конус у возвратного блока. Я плавно убрал тягу, планер пошел к земле не меняя угла тангажа и приземлился на колесо, может быть не совсем мягко, но терпимо и без отскока (козла). Вся наша команда обступила нашего пилота-испытателя и внимательно выслушала его. По словам Паши действовал он на уровне рефлексов и они не подвели. Держал просто направление. Решили, что хорошего помаленьку и на сегодня пора закругляться, ведь еще нужно было все загрузить на машину и прицеп. Разобрали планер и смотали трос лебедки. К этому времени (к 17.00) подъехали паралетчики и стали готовиться к полетам, а вскоре и полетели. Мы же поехали в гараж. Я решил, что сюда уже нет смысла приезжать с планером, т.к. полоса только под редкие ветра, да и вечером будем мешать паралетчикам, т.ч. в след. раз - за Клишеву. Нужно продолжить изучение нрава нашей "Козочки". Сегодня она оказалась покладистой!
https://yadi.sk/d/xlTZYHN1wxiDgg
Фото Темы:
https://photos.app.goo.gl/hGJx8Y95PTsYSRyQA