ДАКС-2023

название говорит само за себя

Модератор: Модераторы

Ответить
Владимир
Сообщения: 4603
Зарегистрирован: 03 02 2006 23:16
Начал летать: 1977
Летаю на: Стелс-13
Откуда: Горизонт

ДАКС-2023

Сообщение Владимир »

Вот и пролетел год с прошлого ДАКСА, а на носу уже новый. И хотя после переноса МАКСА -2023 на следующий год, казалось, что и его малого собрата постигнет та же участь,он все-таки состоялся!
Подготовка оргкомитетом велась уже давно и где-то в начале лета я уже известил его, что от Горизонта участие в летной программе не будет, с наземной точно будут пара и планер Коза, а ближе к мероприятию определились и дельтики. Их не будет.
Ближе к дате проведения сначала Лазуткин сказал, что ДАКС отменен, потом выяснилось, что не совсем. Наземная экспозиция будет в городе, в ДК, а летная на Междуречье, но без зрителей, а показывать ее будут на экранах у ДК. В конечном итоге, за день до даты ДАКСА в субботу 26 августа оказалось что летной программы все-таки не будет вообще.
Т.к. к 9.00 нужно было уже находиться на площадке экспозиции у ДК в "боевой" готовности, встать пришлось рано и в 7.00 наша небольшая команда "козлистов" собралась у машины во дворе моего дома. С Пашей еще заранее из прицепа выгрузили лебедку за ненадобностью на выставке.С утра солнечно, но после обеда прогноз обещал небольшой дождик. Доехали до гаража, подцепили прицеп с частями планера, а крылья загрузили на дуги на крыше "Катюши" (наша 4-ка). Ехали не спеша, чтобы не растерять ценный экспонат. На полеты я мчусь быстрее, чтобы, Коза поняла, что ее ожидают полеты! :D
Когда прибыли на площадь, там стояли уже привезенные вчера два самолетика СП-30, а за забором ДК теснились остроконечные палатки, те же, что были в прошлом году.
Зарулили к газончику, присмотренному мною еще вчера для места сборки и разгрузились. С организаторами обговорили место для нашей Козы. По плану расположения экспозиции ДАКСА она должна бы стоять справа от ДК, рядом с площадкой реконструкторов (это дядьки в шлемах и с мечами), поэтому я для себя решил, что нам туда не нужно, чтобы ретивые богатыри в запале сечи не покалечили нашу козочку. Да и далеко это от центра всего действия. Позже выяснилось, что был прав. Без проблем договорились поставить планер в ряд с СП-30. Пока собирали, прибыла короткокрылая Сигма Игнатьева, это которая умеет поджимать крылышки, чтобы залезть куда бы ее не пихали для хранения. Вот и все большие ЛА, что и были в этот раз в наземной экспозиции: два СП-30 белый и черный (как два гуся), Сигма и наша Коза. У знака на асфальте "Н" , месте посадки санитарного вертолета, стояло ограждение и Эрно в течение дня лихо запускал там свои "электрички": биплан и моноплан. Рядом стояла его большая радио модель с бензиновым моторчиком, которую я видел неоднократно в полете на Междуречье.
Машину я отогнал недалеко, чтобы ходить было проще к ней. Специальной стоянки не было и машины народ парковал даже там, где обычно их не было. Правда, под Егорычем (памятник), никто не догадался. Его у нас в городе уважают и чтут. Ну, разве что студенты МФТИ раз в год немножко пошалят и что-нибудь ему оденут на голову, чтобы не скучал.
Планер мы закрепили лентами от крыльев к привезенному из гаража колесу и тяжеленному пластиковому заграждению дорожной службы, видимо, заполненному водой. Я захватил маленький колдун с трубкой под него и он вместе с другим, около сармовцев, оживил площадку и придал картине авиационную законченность.
Пространство стало мало-помалу заполняться людьми, а я пошел узнать как обстоят дела в оплоте парапланеризма на ДАКСЕ, т.е. в палатке Димы. Тут было все спокойно и под контролем. Стоял стол, на нем большой монитор, на экране которого летали красивые парапланы, за столом стояли стулья, перед палаткой растопырился мой тренажер "тренога", который я отдал, как и в прошлом году, чтобы привлечь народ в парапланеризм, в подвеске под ним висел скучающий Дима. Я сфотал его, а он попросил меня подежурить за него, пока он съездит за флагом клуба. А то у всех всякие вывески и штандарты есть, а у нас - нема. Так я остался тут за старшего и стал осматриваться. Прямо передо мной на асфальте вокруг какого-то пластикового корытца на ножках расположились четыре ребенка лет 5-6 и что -то в нем активно делали. Пригляделся, корытце разделено на 4 отсека, в двух песок, в двух не понял что. Детишки бойко копались во всех. Решил, что это этакая переносная мини песочница, представленная какой-то даксовской организацией. Одна из девочек этой команды была за руку мамой оттащена к нашему тренажеру и ей усажена, с моего разрешения, в подвеску. Немного поболтавшись в ней, заскучавшее дитятко, отбыло к тому же корытцу.
Ожили громкоговорители у ДК и объявили о начале процедуры открытия ДАКСА. Мое положение позволяло хорошо видеть все перипетии этого действа.
Главный организатор Владимир Юрьевич Борисов по порядку вызывал на верх ступенек входа в ДК по очереди всех важных персон и каждый из них говорил от себя слова. соответствующие теме дня, т.е. о детях, авиации и т.п. Я уже после нескольких речей, перестал на это реагировать, т.к. периодически подходили родители с детьми и просили посадить их чадо в подвеску. Мне запомнился один дедушка с внуком младшего школьного возраста, который уверенно чувствовал себя, лежа в подвеске. Большинство малышей не сидели в ней, а именно лежали в силу своего малого роста. Так вот, пока этот малыш, застегнув замки, болтался в подвеске, дедушка рассказал мне, что он работал в ЛИИ авиатехником по оборудованию и ему приходилось летчика пристегивать привязными ремнями. К этому времени малец захотел выбраться из подвески, а я бросился ему помогать расстегнуть замок ремней и к своему стыду не смог этого сделать. Но не беда, смышленный ребенок сам осилил эту премудрость и воссоединился со своим дедом. Тот,кстати, сказал, что у него есть и правнук и эта династия авиаторов пошла дальше осматривать экспозицию.
Пришел Дима с флагом, нацепили его на древко типа удочки и около палатки он затрепетал на ветру, показывая кто тут сидит. Я отправился к нашим планеристам. Они уже начали принимать посетителей и первый пацан уже уселся на зеленое сиденье Козы. Через некоторое время его сменил папа, дядя под 90 кг веса, Я обратил внимание, что под этим"ребенком" колесо планера как-то подозрительно просело. Проверили накачку колеса, а оно подспустило со времени последних полетов, сходил за насосом в машине и подкачали как нужно.
Кстати, когда первый малыш вылез с сиденья, то зацепился щекой за трос от носа кабины к крылу. Сам он не пострадал, но мы с левой стороны, с которой обычно дети садились, на трос прицепили оранжевую ленту, что бы трос был заметнее, а с правой поставили стульчик, чтобы загородить здесь проход. Лента ведь была только одна, остальные две служили растяжками крыльев к грузам на асфальте.
В течение дня к нам почти непрерывно подходили люди с детьми для того, чтобы детишки посидели в планере. Рядом оба СП-30 тоже испытывали нашествие ребятни. Нам было даже проще, у нас все же одноместный ЛА, а т.к. СП-ки двухместные, то в них два неугомонных дитяти вовсю орудовали РУ, в отличие от нашего одного. :D
Подходил и Сергей Игнатьев к нашей Козе, свою Сигму он держал закрытой и набега ребятни избегал, натерпевшись от них в прошлом году. Вот она - мудрость аксакала!
Обычно у всех, подходивших к нам с детьми, наблюдалась примерно одна и та же схема осмотра планера. Дитя лезло на сиденье (если оно бойкое и уже знало что делать), либо родитель сажал ребенка на него. Дальше я или Паша объясняли юному "пилоту, что двигается на планере, если он шурует ручкой куда-то. До педалей редко кто из них дотягивался, т.ч. для многих РН оставался "терра инкогнито". Ребенок шуровал тем, до чего мог дотянуться, а мы показывали, что в это время на планере шевелится. Если чадо это замечало, то радостно извещало об этом родителей или обрадованно шуровало с удвоенной энергией, которую приходилось сдерживать, что бы аппарат не потерял свои шнуры проводки. Папы, мамы, бабушки и дедушки в это время фотали своих ненаглядных. Это первый родительский сценарий. Второй: чадо на сиденье взирает на счастливых в умилении родителей и охотно позирует им для семейного альбома.
Мне запомнился один пацаненок, который быстро разобрался (с нашей помощью) в действии всех рулей управления, минут десять с увлечением работал ими, а потом подозвал своего брата и с полным знанием дела объяснил ему на что жать и что отклонять нужно, чтобы элероны, РВ и РН двигались. Я его про себя назвал инструктором!
Кстати, многие подходили с белым шариком на палочке, на котором красовалась эмблема СП-30. Вот такой маркетинговый ход применили его владельцы на ДАКСе.
Где-то в обед к нам подошел Мазанов и предупредил, что минут через 40 прилетит санитарный вертолет и будет приземляться не на свою "Н", это слева от нас, где куролесил на своих "электричках" Эрно, а чуть правее нас и мы должны решить, как пережить нам эту неожиданную вводную. Посовещались и решили, что будем удерживать позицию здесь. Я расставил команду по местам: Александра, как самого тяжелого, у конца правого крыла, сам встал у переднего подкоса, Паше поручил держать хвостовую ферму у оперения, а левое крыло знакомого Александра. Вокруг предполагаемого места приземления встали человек 10-12 оцепления. Ждали долго, но дождались. Где-то за ДК стал нарастать гул вертолета и мы вцепились в Козу, каждый в своем месте. Сам вертолет не было видно сначала и только по звуку можно было судить о его приближении. Я как раз стоял лицом в сторону ДК и увидел его приближение по деревьям, там, где стояла мототехника, пошел шквал от вертолетного вихря и он двигался прямо на нас. Дальше смотреть уже было некогда, так как пришлось крепко вцепиться в крыло и удерживать его от хлещущего по нему сверху воздушному потоку. Несколько секунд, вертолет пролетел дальше к магазину и набирая высоту ушел на второй круг. Первый заход был пристрелочным. Я разжал пальцы на подкосе и облегченно вздохнул. Раз выдержали заход, должны пережить и посадку.
Минуты через две все повторилось, только подольше было, п/ч он приземлялся. Тут я обратил внимание, что на подкосы соседнего СП-30 навалился один из членов их команды,удерживая самолет. Вот так мы и пережили самое зрелищное и незапланированное событие ДАКСА-2023 в лице "Ансата". Взлет, минут через 30-40 мы пережили уже легче, т.к. взлетал он на север, т.е. не на нас. У меня только с головы сдуло кепку, да куда-то улетел наш колдунчик. Кепку я сразу сам подобрал, а колдунчик принесли волонтеры, минут через 10 наших безуспешных поисков этого важного и нужного атрибута на полетах.
Далее время шло по накатанному: ребенок с родителями, дитя на сиденье, фотка довольного чада за РУ, спасибо добрым дядям (т.е. нам).
После 17.00 начали разбираться, процесс ускорился из-за надвигающейся тучки. И не зря! Укладку в прицеп деталей Козы пришлось прекратить из-за кратковременного, но нехилого дождя, его пересидели в машине. Уезжали с чувством выполненного долга перед подрастающим поколением.

Выводы.
В этот раз ДАКС получился конечно же менее ярким и красочным прошлых, которые прошли на Междуречье. Отсутствие летной программы (Ансат не в счет) здорово срезало зрелищность. Народу тоже было заметно меньше. Авиатехники - раз и обчелся. Но все же он не разделил совсем уж грустную судьбу МАКСа. Благодаря поддержке городских властей, нечастое авиационное событие все-таки состоялось и детишки, ради которых все это и было затеяно, остались довольны им.

https://www.youtube.com/watch?v=WK-6b1kADQM
https://cloud.mail.ru/public/HoAJ/f6pQFL4Qv

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 67 гостей